Федеральная инновационная площадка Министерства просвещения Российской Федерации «Методическая поддержка педагогов и школьных команд во внедрении и реализации эффективных образовательных технологий»

В ноябре 2018 года восемь учителей лицея стали участниками регионального проекта «Мастерская педагогов» в рамках программы сохранения и развития человеческого капитала Томской области и прошли повышение квалификации по теме «Введение в межпредметный и интерактивный подходы в основном образовательной процессе учащихся средней школы». Получив знания и опыт, учителя мотивированные к преобразованию своей профессиональной деятельности, продолжили методическую и инновационную деятельность по направлению «Разработка и внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий на основе межпредметного и метапредметного подходов в условиях реализации ФГОС».

В ноябре 2019 года лицей стал участником инновационного образовательного проекта «Методическая поддержка педагогов и школьных команд во внедрении и реализации эффективных образовательных технологий» Федеральной инновационной площадки Министерства просвещения Российской Федерации (протокол № 3 от 14.11.2019 г. Инновационно-экспертного совета ТОИПКРО).

Творческая группа учителей лицея в составе Шадриной А. Н., учителя истории и обществознания; Гусельниковой У. А., учителя физики; Колчева М. Л., учителя химии; Черноусовой О. Л., учителя географии, занимаются разработкой и апробацией межпредметных комплексов.

Интеграционные процессы сегодня играют ключевую роль в научной, технической и гуманитарной сферах. Термин «интеграция» в педагогической науке появился в прошлом веке, и означает объединение знаний по разным предметам с целью формирования у учащихся научной целостной картины мира. В соответствии с ФГОС требуется объединение не только знаний по разным предметам (межпредметность), но и формирование у обучающихся способности применять умения и навыки, полученные при изучении одного предмета, к изучению другого предмета (метапредметность). Таким образом, индивидуальная картина мира обучающегося дополняется универсальными способами работы с получаемой информацией, умением объединять полученные знания, получая возможность формировать целостное представление об окружающей действительности.

С помощью многосторонних межпредметных связей (когда ведущий предмет связан не менее чем с тремя) не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Комплексы базируются на ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса, сочетания традиционных и инновационных педагогических технологий, форм, методов и средств обучения.
Разработанны кейсы эффективных практик:

1. Межпредметный комплекс «Следствие ведут…»
Комплекс разрабатывался для 8-х классах, проводился в апреле-мае 2019 г.
Межпредметная основа: физика – история –геометрия.

2. Межпредметный образовательный комплекс для 9 классов «Великая Отечественная война»
Межпредметная основа: история - география — химия — ОБЖ — физика.
Комплекс разрабатывался в течение ноября 2019 г. Мероприятия проводились поэтапно, в рамках расписания:
- интегрированный урок история + география+ОБЖ ;
- на уроках изучались события, явления, личности, связанные с Великой Отечественной войной;
- внеурочная деятельность обучающихся - разработка межпредметных схем/макетов;
- заключительное мероприятие, защита проектов.

Творческая группа учителей свой наработанный опыт представила в 2019-2020 учебном году:

- Стендовая презентация на Региональном Форуме образовательных технологий (Шадрина, Черноусова, Гусельникова, 01.11.2019 г.)

- Мастер-класс по проведению межпредметной игры «Собери орудие» на муниципальном семинаре молодых специалистов (Шадрина, Гусельникова, ноябрь 2019г.)

- Выступление на семинаре-совещании для руководителей команд базовых образовательных организаций Томской области ФИП ТОИПКРО в рамках проекта «Методическая поддержка педагогов и школьных команд во внедрении и реализации эффективных образовательных технологий» (Шадрина, 20.02.2020г)

- Выступление на семинаре по межпредметности в ТОИПКРО (Гусельникова, Колчев, Шадрина, апрель 2020 г.)